Saturday, March 9, 2013

БЕСЕДЫ В ИВАНО-ФРАНКОВСКЕ



Беседы в Ивано-Франковске.

Мой компьютер забарахлил, поэтому прошу прощения за задержку с новыми матреиалами.  Вот немного о каждодневной жизни в Украине.  В городе, где из 80 000 жителей 60 000 были евреями, еврейскими историями пропитано все. Я не могу расстаться с фотокамерой , потому что эти истории проявляются везде. Рассказ Бориса я уже привел раньше, его теща рассказала мне другую.

Учась в институте, она жила вместе с девочкой еврейкой. Мама девочки часто присылала печенье,  а мама гаспажи Баныкиной — сало. Подруга любила сало, и всегда просила — пожалуйста не говори моим родителям.  Я спросил: «Как сложилась ее жизнь?»  -  “Я не знаю, но мне известно, что она вышла замуж за украинца и уехала из города.
“Что ж, все началось с сала” — подвел итог я.

Другую историю рассказала мама моего лучшего друга, Таня.  Ее соседка, маленькая разговорчивая старушка 75-ти лет с парой оставшихся зубов. Она из лемке - украинцы которые жили на территории Польши, и в результате этнического конфликта 1949 года были выгнаны поляками.  До этого, в 1941 году, она помнит, как немцы вошли в городок, где она жила, и убили ее подружку, Джози, и всю ее семью, у нее на глазах.  Ей было 4 года и она потеряла способность говорить на 2 недели.

Другая история от друзей нашей семьи, Джеранюков.  Мама Игоря Джеранюка училась в институте с мамой моего отца. Его маме сейчас 90 лет, и она единственная еврейка живущая в Карпатском городке Косово, где она была врачем более чем 40 лет.  Какое-то время она была единственным доктором.  Ее дети уехали в Израиль, жили там какое-то время, но очень скучали по жини в Ивано- Франковске, в Украине и вернулись.  Теперь они регулярно ходят в Центральную и единственную синагогу.  Их квартира напоминает большинство еврейских квартир: много книг, и несколько предметов джудаики по квартире - минора и Ерусалимская тарелка..  На их столе сыр и колбаса в противоречии с хасидскими правилами их синагоги, которую они посещают. Равин синагоги не осудит их. В интервью, которое я опубликовал раньше, равбин сказал, что закон один, и записан черным по белому.  Это правда, что не каждый может следовать закону, как не каждый может носить тяжести не имея опыта. В тоже время он не будет учить тому, что это верно.  Он не скажет, что что-то правильно, когда написано, что это неверно, но каждый вправе делать свой выбор.

Игорь очень горд тем фактом что в Израиле люди должны платить за право читать или быть возле торы, в Ивано-Франковске это - обычное дело.  Господин Джеранюк часто бывает десятым евреем во время службы, помогая собрать миньян.  В области живет от 100 до 500 евреев, но редко более чем 80 человек приходит в синагогу за исключением больших праздников

No comments:

Post a Comment