Когда душа радуется
В прошлую пятницу раввин
Менди Вогель сидел во главе стола в большой хорошо освещённой
комнате возле Королевских Ворот в Лондоне. Он рассказывал о еврейском народе
перед тем как петь кидыш, последнюю молитву обеда в шаббат. Его дочери стояли
по обе стороны от него, прижимаясь к нему.
Его сын, Хачи был на руках у Эмили, а Янкель был в детской. Михаил из Марокко сидел возле маня, Влад
с улыбкой смотрел на говорящего Раввина. Я впитывал в себя эту
картину ,как картинку берега Тринидад, что бы никогда не стерлась из моей
памяти. Это был момент какого-то просветления , сидя за столом с хорошими
людьми, которые собрались здесь со всего
мира чтобы разделить трапезу , которую приготовила для нас замечательная жена
раввина. Я ничем не мог помочь, но мне очень хотелось что-то сделать в
благодарность, и сдерживаясь весь вечер,
мое соображение к сожалению ослабело из-за принятого вина и водки (я выпил три
рюмки). Вогель посмотрел на меня
осуждающе с другого конца стола и покачал головой, и я чуть не провалился
сквозь землю от стыда и убрал фотоаппарат.
В шаббат не фотографируют.
Я вспомнил этот момент
сегодня, когда я сидел на Набережной в Ивано Франковске и смотрел, как закат окрашивает облака
сначала в голубой и розовый, а потом в фиолетовый цвет, с мамой, женой и братом моего
лучшего друга, который лежал в отделе интенсивной терапии в госпитале. Мы стали говорить о моей сестре,
соблюдающей шаббат и неотвечающей на телефонные звонки по субботам. Коля засмеялся. Я тоже так относился раньше, пока я не понял
важность этого. Неизвестно, нужен ли отдых богу, но нам нужен. Мы должны
расслабляться. Планирование, телефонные
звонки, текстинг, проверка почты, езда куда-нибудь — не особенная работа, но
это стресс. И цель — не работать, а
расслабиться. Телефонный звонок это не
работа, но стресс. И евреям и неевреям нужен день когда они могут расслабиться
и снять стресс.
Мои рассуждения были
подтверждены Главным Раввином Карпатского региона Раввином Виктором Гудзинским
во время нашего сегодняшнего интервью. Он был приятелем с моим отцом, и в его глаза искряться юмором когда он
поглаживал свою длинную седую бороду, говоря с добротой о крохотной группе
евреев Ивано-Франковска, о трудностях поддержки программы на плаву, шаббатный
обед, кладбище, Синагогу и архивную работу.
Каким-то образом они выкручиваются.
Раввин сказал: У нас всегда
найдется место для путешественников, мы всегда отмечаем Шаббат, и у нас всегда
есть кошерная еда. Я спросил у него какого направления иудаизма он
придерживается . Он ответил — религия
одна, и закон один и он написан черным по белому. Следовать или не следовать — это выбор
человека. Раввин никогда не будет учить людей не соблюдать закон. Еврей может не всегда соблюдать все законы,
но это не значит что это правильно, но это и не значит, что от этого человек
становиться плохим.
Опять и опять я вижу
общую тему в вере, я вижу важность диаспоры: иметь возможность найти приют в
любом доме среди тех, кто примет меня на основе того, что я родился евреем. Как сказал Давид Мендельман из Киева: « Трудно быть евреем, но еще
труднее быть евреем среди не евреев. Но я вижу, что гораздо легче быть евреем
среди неевреев, если не бояться оставаться евреем".
Раввин Гудзинский
рассказывал о уничтожении евреев в Ивано-Франковске во время Второй Мировой,
как город 80 тысяч стал городом 20 тысяч, где 60 тысяч было уничтожено и всего
150 человек уцелело из еврейской общины, и как после первой волны иммиграции из района, Румынские
евреи, которых выгнали из Румынии, переехали сюда и заняли пустые дома. Эта качество быть рассеянными по всему миру и
в тоже время иметь общую веру и культуру и общий язык, и чувство единства помогло держаться народу наплаву.
Раввин спросил, или я одевал
мои тефелины сегодня. Конечно - нет.
Мы совершили мицву, обернув коробочку с молитвой вокруг моей руки,
закрепив ее вокруг моего сердца и другой но моем лбу для моего сознания, раввин
произнес ежедневное благословение, мы сняли теффелины и на этом мы расстались.
No comments:
Post a Comment